Поиск

София

Основанная более 7000 лет назад, современная столица Болгарии - символ вечной связи прошлого с настоящим.

История возникновения древнейших поселений в районе современной Софии восходит еще к периоду неолита, но первое крупное городище в этом регионе появилось в 5 веке до нашей эры, когда фракийское племя сердов основало здесь свой город – Сердику. История города в последующие времена связана со многими громкими именами, обладатели которых чаще приносили ему разрушения и беды, нежели покой и процветание. Так, Сердику разрушали и Филипп Второй Македонский, и Александр Македонский.

В IV веке город захватили готы, в V веке – гунны, в эпоху Средневековья здесь побывали и печенеги, и сербы, и венгры, и даже рыцари-крестоносцы императора Фридриха Первого Барбароссы. Однако на страницах исторических хроник, наряду с мрачными эпохами немало ярких примеров периодов процветания и могущества современной Софии. В эпоху римского владычества Сердика была могущественным городом, а после принятия христианства ее развитие продолжалось. В 809 году город захватил хан Крум, включивший его в состав Первого Болгарского Царства. Город, получивший теперь название Средец, в последующие века оставался одним из крупнейших торговых и промышленных центров страны. В XIV веке он впервые упоминается как София, в честь церкви Св. Софии. В период османского господства София приобрела еще большее экономическое и политическое значение.

В 1877 году была объявлена Русско-Турецкая война, ставшая для Болгарии освободительной. Вначале бои велись далеко от Софии. Но после освобождения Плевена русской армией турецкое командование в Софии забило тревогу. Ведь в Софии были сосредоточены многочисленные склады продовольствия и боеприпасов турецкой армии. Турецкий паша дал приказ сжечь город, когда к нему приблизятся русские войска. Много для спасения города от пожара сделал итальянский вице-консул Витто Позитано. Перевалив в неимоверно тяжких зимних условиях горный хребет Балкан, русская армия в боях у села Горни-Богоров и Саранцы разбила вдвое превосходящую по численности турецкую армию и 4 января 1878 года вступила в Софию. Население встретило освободителей ликованием. Таким образом, София после почти пятивекового ига вновь стала свободной. И хотя она утратила прежний блеск и пришла в полный упадок в экономическом отношении, уже спустя два года Учредительное народное собрание в Велико Тырново объявило ее столицей независимой Болгарии.

Памятник Царю – освободителю Александру Втором. Не удостоившись памятника на Родине, стоит теперь русский царь в самом сердце болгарской столицы.

Первое знакомство с Софией оставляет двойственное чувство, знакомое тем, кто бывал в столицах других бывших соцстран: безликие бетонные многоэтажки со всех сторон обступают центр, а сам центр, где сосредоточены все главные достопримечательности, несет в себе умиротворение и покой. Монументы повествуют о переменчивой и трагичной истории города, скверики и кафе приглашают отдохнуть от столичной суеты. Богатая культурная жизнь города предлагает гостям развлечения на любой вкус.

Удобная отправная точка для экскурсии по Софии – мечеть Баня–Баши. Островерхий минарет мечети и ее громадный купол видны издалека. Свое название мечеть, построенная в 1576 году, получила от названия турецких бань («баня»). Возвел мечеть известный османский архитектор Хаджи Мимар Синан. Мечеть, где и сегодня совершают молитвы мусульмане, один из немногих уцелевших памятников османской эпохи. Доступ в нее, особенно во время молитв верующих, строго воспрещен. Рядом с мечетью находится минеральный источник. Разноцветные изразцы украшают стены Минеральной бани. В скверике перед этим зданием из двух дюжин кранов бьют фонтанчики горячей минеральной воды, обладающей укрепляющими лечебными свойствами. Софийцы и туристы с удовольствием наполняют этой водой бутылки и канистры.

Недалеко от мечети находится центральная синагога, построенная в псевдомавританском стиле в 1910 году венским архитектором Фридрихом Грюнангером. Эта синагога одна из самых больших на Балканах.

В нескольких шагах отсюда находится ЦУМ – крупнейший универмаг города. Это храм торговли, возведенный по западным образцам, имеет пять этажей. Прогулка по его залам доставит вам немало приятных ощущений. В переходе у ЦУМа находится маленькая однонефная церковь Света Петка Самарджийска с простой двускатной крышей, построенная в XIV веке, в самом начале эпохи османского владычества. Эта церковь – пример того, с какими трудностями было сопряжено строительство православных храмов в эпоху иноземного владычества. Все характерные элементы церковной архитектуры, купола, башни были запрещены. Аскетичный внешний облик церкви лишен всякого убранства. Зато внутри церковь поражает своим великолепием.

В самом центре города, во дворе отеля «Шератон», находится старинный и хорошо сохранившийся памятник истории – ротонда Свети Георги. Эта ротонда является лишь частью большого археологического комплекса. Предполагается, что здание строилось во втором – третьем веке и его первоначальное назначение – мавзолей или культовое строение. На протяжении веков это сооружение не раз разрушалось и сейчас оно существует в том виде, в котором было в V веке, когда его использовали как храм. Росписи интерьера относятся к различным векам: реставраторы расчистили многочисленные красочные слои один поверх другого. Особенно сильное впечатление оставляет голова ангела под куполом.

Большой интерес представляет церковь Света София, давшая название городу. После ротонды свети Георги это второе по древности сооружение в Софии (6 век, расцвет Сердики).

Церковь Света Неделя (Святого Воскресения) возведена в XIX веке на фундаменте более древних построек. Это внушительное здание находится как раз на месте центра античной Сердики.

Самая оживленная магистраль Софии – бульвар Витоша. Значительная его часть превращена в пешеходную зону. И все же будьте осторожны: в столице не редко случаются пробки и многие водители пренебрегают запретом на въезд сюда. Бульвар Витоша – крупнейшая торговая улица города. Здесь находятся бесчисленные магазины, банки, рестораны и кафе. В начале бульвара Витоша высятся два красивых здания: на левой стороне находится Богословская академия, а прямо напротив нее – национальный исторический музей, расположенный в бывшем здании суда. Это богатейший музей страны. В числе наиболее известных экспонатов – фракийские изделия из золота и серебра. В музее представлены предметы знаменитого Панагюрского золотого клада IV и III веков до нашей эры. Этот клад, найденный в 1946 году, состоял из девяти золотых сосудов, блюда, амфоры и семи чаш. Все они украшены росписью на мифологические сюжеты. В залах музея вы можете ознакомиться с другими археологическими находками, в частности с удивительными предметами, найденными в результате раскопок в 1986 году. Это серебряный клад из Рогозена, включающий в себя 165 предметов V и IV веков, состоявший в основном из сосудов и блюд, украшенных орнаментом на темы фракийских и греческих мифов.

Место, где теперь находится автостоянка, в восьмидесятые годы пользовалось особым почтением. Здесь находится бывший мавзолей Георгия Димитрова: перед ним, как и в Москве, несколько десятилетий проводились военные парады и манифестации. В 1990 году тело бывшего партийного лидера, главы Коммунистической партии Болгарии было предано земле на Центральном Кладбище Софии.

Необычно красочный акцент в панораму города вносит нарядная русская церковь Св. Николая. Эта церковь возведена в 1912 – 1914 годах под руководством русского архитектора Преображенского и посвящена погибшим русским воинам во время Русско-Турецкой войны.

Самый знаменитый храм Софии – собор Александра Невского. Этот храм был воздвигнут в память русских воинов, павших в боях за освобождение Болгарии от османского ига. За свободу Болгарии отдали свои жизни свыше 100000 русских солдат. Св. Александр Невский – князь XII века, небесный покровитель русского воинства. Строительство велось на пожертвования болгарского народа. Собор строили русские архитекторы Померанцев и Богомолов с 1882 по 1912 годы. Тем, кто интересуется иконописью, советуем побывать в крипте собора. Здешнее собрание икон – увлекательный рассказ о развитии этого искусства в Болгарии на протяжении веков. В крипту ведет отдельный вход. Собор стал символом освобождения. Его золотые купола видны издалека. Не только внешний вид, но и внутреннее убранство впечатляет великолепием отделки: итальянский мрамор, бразильский оникс, африканский алебастр. Над интерьерами храма трудились болгарские и русские мастера: В.М. Васнецов, Г.Г. Мясоедов, Й. Мырквичка, А. Митов.
Array



Меню