Поиск

Модена

    Модена — город в итальянском регионе Эмилия-Романья, административный центр одноимённой провинции. Расположен северо-западнее Болоньи, между реками Секкия и Панаро.
     Город Мутина, предшествовавший Модене, упомянут впервые во время войн римлян с цизальпинскими галлами. В 183 г. до н. э. Мутина сделалась римской колонией на Эмилиевой дороге; в 78 г. за ее валами защищался Марк Юний Брут против Помпея, а в 44 г. другой Брут, Децим — против Антония. Во время нашествия Аттилы и следовавших за тем войн город был несколько раз разрушен, пока наконец в VIII в. жители не покинули его совершенно и не основали поблизости другого поселения.
     В IX в. он был возобновлен архиепископом Ледонием и с тех пор находился под управлением духовенства, пока в XI в. на него не распространила власть маркграфиня Матильда Каносская. К концу XII в. Модена была уже самостоятельной общиной, довольно быстро распространившей свою власть на окрестности. В 1175 г. основан, одним из первых в Европе, университет, вступивший в соперничество с университетом Болоньи. Это соперничество не ограничилось только областью науки: в 1249 г. армии двух городов встретились на поле сражения, и Модена была разбита.
     Во время войны Фридриха II и Григория IX Модена выступила на стороне императора, хотя гвельфская партия была в ней достаточно сильна, чтобы обратить страну в арену постоянной борьбы. В 1288 г. захватила власть над Моденой ветвь дома Вельфов, семья Эсте, представители которой правили городом до самого Рисорджименто. Первым правителем из этой династии был Обицце Эсте; после смерти его наследника Модена ненадолго получила самостоятельность, но затем Эсте восстановили свою власть.
     В 1452 г. Фридрих III даровал Эсте титул герцогов Модены и Реджио. Столицей этой области был в то время город Феррара, впоследствии перешедший к папе римскому, который в 1510-27 гг. владел и самой Моденой. Границы герцогства менялись: дому Эсте разными способами удалось присоединить княжество Мирандолу, герцогства Новеллару и Масса-Каррару. В 1796 г. последний герцог из династии Эсте, Эрколе III Ринальдо, вследствие нашествия французов бежал из Модены, которая была включена в состав Циспаданской, потом Цизальпинской республики.
     В вознаграждение за утраченное владение герцог получил по Люневильскому миру Брейсгау, которое в 1803 г. унаследовали от него его дочь и ее муж, эрцгерцог Карл-Антон-Иосиф-Фердинанд, потомки которого, будучи по крови Габсбургами Лотарингского дома, приняли в знак уважения к предкам по материнской линии наименование д’Эсте. К герцогству Моденскому в 1829 г. вновь была присоединена Масса-Каррара, в 1847 г. часть герцогства Луккского и Гвасталла. В 1859 г. Модена примкнула к объединённой Италии.

Достопримечательности Модены


San Cataldo

     Кладбище San Cataldo, несмотря на мрачное предназначение, считается одним из архитектурных шедевров Модены. Старая часть погоста выполнена по проекту Чезаре Коста в конце XIX столетия. Новую проектировал Альдо Росси. Прогулка по кладбищу напоминает путешествие по «дому мертвых» с удивительно гармоничной планировкой: могильные комплексы расположены параллельно друг другу и постепенно направляют «ось» к центру, где возвышается главный склеп в виде конической башни.

Palazzo dei Musei

     Palazzo dei Musei — музей с очень насыщенной историей. С момента возведения в 1753 году здание использовалось как королевский арсенал. Примерно через сто лет оно превратилось в музей, чуть позже — в городскую богадельню. Сегодня в Palazzo dei Musei хранятся многие важные исторические архивы, тома документов, датированные еще XIV столетием; работает муниципальная библиотека искусств Луиджи Полети.

Главная городская площадь Гранде

     Площади Модены настолько красивы, что видя их своими глазами, а не на фотографии, бывает сложно ощутить эффект присутствия в реальном времени. Главная городская площадь Гранде — самый наглядный образец того, насколько роскошно в средние века оформлялись места публичных выступлений. Площадь украшают каменные глыбы «Ринга — дора», реставрированный «столб позора», где секли преступников и должников. Планировка площади не случайно напоминает древнеримский амфитеатр — массовые мероприятия в то время приравнивались к театральным постановкам.

Бониссима

     Изваяние женщины «Бониссима» было главным украшением городской площади Гранде до 1468 года, пока ее не переместили на улицу Скудари. Прототип скульптуры до сих пор неизвестен, однако местные жители считают, что памятник женщины, прижимающей к груди гранат, воздвигнут в честь Матильды ди Каносса. Ей поклонялись как богине урожая и верили, что именно благодаря ее протекции город процветал даже в засушливые сезоны.

Палаццо-Дукале

     Дворец Палаццо-Дукале был воздвигнут в Модене во времена правления герцогов Эсте. Его строительство началось еще в XVII столетии, а вплоть до XX века архитектурный шедевр постоянно дополнялся новыми деталями. Сегодня в здании расположена Военная академия: в праздничные дни здесь можно увидеть зрелищные военные парады, в будние — построение курсантов во внутреннем дворе под курантами. Дворец на площади Рома с роскошным убранством в стиле барокко является той достопримечательностью Модены, мимо которой не пройдет ни один турист. Увидев Палаццо-Дукале с «перекрестка четырех колонн», гости города спешат спуститься к парадному входу во Дворец.

Палаццо-Комунале

     Дворец Палаццо-Комунале хранит в своих стенах знаменитую «украденную бадью», с которой связан героический эпизод из средневекового прошлого Модены, когда жители города похитили этот реквизит у своих противников, болонцев. Реквизиту-трофею, предмету гордости аборигенов, посвящена героико-комическая поэма Тассони «Похищенное ведро».
Кафедральный собор Duomo
     Если восхитительный кафедральный собор Duomo и может чем-то разочаровать туристов, то только тем, что это величественное сооружение полностью не помещается в кадр. Белоснежный фасад собора, устремленные под самые небеса колокольни, мраморные резные стены — все это великолепие придется запечатлеть в цельном виде лишь в собственной памяти. На площади перед собором часто проводятся карнавалы, после которых на асфальте остаются горы конфетти, что придает зданию в романском стиле особенный шарм.

Сан-Джузеппе

     Глядя на собор Сан-Джузеппе, немудрено перепутать его с самим Дуомо. Но подойдя ближе и увидев яркие росписи на стенах, вытянутые витражи, туристы понимают, что перед ними что-то особенное. Здание было построено в далеком XI столетии, однако оно выглядит гораздо лучше, чем можно было бы себе представить. Собор Сан-Джузеппе несколько раз реставрировали, но внутреннее содержание осталось неизменным, все исторические шедевры не поменяли даже своего расположения внутри.

Сады Эстенсе

     Сады Эстенсе — милое местечко для вечерних прогулок по Модене. Брусчатые дорожки, небольшой прудик в центре, мосты и скамейки — весь этот парковый антураж как нельзя лучше создает итальянский колорит и располагает к наслаждению местным укладом жизни. В парке расположен памятник сподвижникам Гарибальди — самое популярное место для фотосъемки, откуда открывается вид на собор Сан-Джузеппе.

Церковь Святого Доминика

     В церкви Святого Доминика почти всегда царит атмосфера полудремы: службы здесь бывают не часто. Между тем в здании есть на что посмотреть: интерьер украшают мощные колонны, выполненные из монолитного мрамора, с высокого потолка на цепях нисходят гротескные люстры, доставая почти до самого пола; в центре расположен алтарь, выполненный веронскими мастерами еще в XIII столетии; повсюду стоят статуи и скульптуры католических святых. Как только туристы покидают это «сонное царство», на площади перед церковью их ждет средиземноморское оживление: яркие здания с поперечными ставнями, стройные статуи современных героев Италии.

Array



Меню