Поиск

Парма

    Парма — город в итальянском регионе Эмилия-Романья, административный центр одноимённой провинции, на одноимённое речке, северо-западнее Болоньи. Городу покровительствует Иларий Пиктавийский. Праздник города 13 января.
    Галльский город Парма в 183 г. до н. э. был обращен в римскую колонию и скоро сделался довольно важным торговым центром. Разрушенный солдатами Марка Антония, он был восстановлен Августом; с тех пор он назывался Julia Augusta Colonia, после падения Западной Римской империи — Chrysopolis, позднее вновь Пармой.
    В 570 г. Парма перешла под власть лангобардов, в 774 г. — франков. В 872 г. Карломан пожаловал Парму, с титулом графства, епископу Видибольду. В XI, XII и ХIII в. Парма была ареной постоянной борьбы между гвельфами и гибеллинами. Управление городом, по имени республиканское, было предметом спора между семьями Росси, Паллавичино, Корреджио, Санвитале и др. В 1167 г. Парма вступила в гвельфский союз ломбардских городов. В 1248 г. под Пармой, которой временно овладели гибеллины, был наголову разбит император Фридрих II, принужденный вследствие этого вовсе покинуть Италию; в Парме было восстановлено владычество гвельфов.
    В 1346 г. городом овладели Висконти и присоединили его к миланскому герцогству. Папа Юлий II присоединил Парму, вместе с Пиаченцей, к папским владениям. В 1545 г. папа Павел III передал Парму и Пиаченцу, с их областью и с титулом герцогства, своему незаконному сыну, Пьетро Луиджи Фарнезе. Через два года герцог Фарнезе вызвал своим деспотизмом заговор среди высших классов общества и был убит; в Пиаченце утвердился после этого миланский наместник императора Карла V, Гонзага, а Парма при помощи папских войск осталась за Оттавио Фарнезе, сыном Пьетро; в 1558 г. он вернул себе и Пиаченцу, по договору с Филиппом II.
    В течение двух веков Парма и Пиаченца жили под властью династии Фарнезе жизнью небольшого самостоятельного итальянского государства с деспотическим управлением, блистая роскошью двора, по обычаю всех итальянских дворов покровительствовавшего развитию искусств. В 1731 г. династия Фарнезе прекратилась и Парма, с Пиаченцей, перешла по наследству к инфанту испанскому Карлу, уступившему их австрийскому императору Карлу VI, в обмен за королевство Обеих Сицилий.
    В 1743 г., по аахенскому миру, Мария-Терезия уступила их — вместе с Гвасталлой, которая с тех пор надолго входит в состав одного с ними государства, испанскому инфанту Филиппу. Управление Бурбонов в Парме мало чем отличалось от их управления в других странах: процветала инквизиция, мысль и слово находились под тяжелым гнетом, подати были весьма тяжелы. В 1796 г. Фердинанд, сын и наследник Филиппа, оставленный Австрией во время революционных войн на произвол судьбы, откупился от французов 2000000 лир и 20 лучшими картинами из пармской галереи, но уже через год, по кампоформийскому миру, должен был уступить Цизальпинской республике свои владения по левому берегу По.
    По договору между Францией и Испанией сын Фердинанда, Людовик, был сделан королем Этрурии, с обязательством уступить Франции Парму, Пиаченцу и Гвасталлу. В 1806 г. Наполеон отдал Гвасталлу своей сестре Паулине Боргезе. По парижскому миру 1814 г. и венскому договору 1815 г., Парма, Пиаченца и Гвасталла отданы Марии-Луизе, жене Наполеона, но, ввиду протестов Испании, в 1817 г. особым договором, заключенным в Париже, было постановлено, что после смерти Марии-Луизы герцогства переходят к наследникам Людовика, бывшего короля Этрурии, за исключением тepритории по левому берегу По, оставшейся за Австрией.
    Управление Марии-Луизы, вполне подчинявшейся Меттерниху, не могло подавить стремлений к свободе и единству Италии. Хотя волнения 1831, 1833 и 1846 гг. были подавлены австрийскими войсками, но смерть Марии-Луизы, после которой герцогство пармское перешло к Карлу II, бывшему до тех пор герцогом Луккским, вызвала новые волнения. В 1860 году жители Пармы и Пьяченцы постановили присоединиться к объединённой Италии. Дочь последнего пармского герцога вышла замуж за последнего императора Австрии и дожила до 1989 года. Город сильно пострадал от союзнических бомбардировок на исходе Второй мировой войны.

Достопримечательности Пармы


Кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта

    Кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта считается архитектурным символом города парадных дворцов и площадей. Собор начали строить еще в 1092 году, так что мраморному фасаду уже около 1000 лет. За это время интерьер и экстерьер величественного сооружения претерпел немало изменений, однако значимость культурного наследия собора не утратилась. Внутри сохранились скульптуры Б. Ангелами, купольное пространство украшают фрески А. Аллегри да Корреджо, неф выполнен гениальным итальянским мастером Гамбара.

Герцогский дворец Палаццо-делла-Пилотта

    Герцогский дворец Палаццо-делла-Пилотта был построен в городе во время правления Фарнезе. Причудливая планировка сооружения напоминает хитрый лабиринт из комнат, переходов, внутренних двориков. Свое название дворец получил в честь бакской игры «пелота». Этой старинной забаве придавались герцоги и их придворные в специальном дворике резиденции. Несмотря на то, что дворцу уже более 400 лет, его грандиозный облик ничуть не омрачился пылью веков.

Театр Фарнезе

    Во дворце Палаццо-делла-Пилотта работает уникальный театр Фарнезе — гордость всей Италии. Огромная сцена, многоплановые кулисы, зал вместимостью 4000 человек, колонны и пилястры, балюстрады и ступени, скульптуры в нишах, величественный портал и амфитеатр — все это было невиданной роскошью для XVII столетия и остается ею по сей день. Первое представление состоялось в день свадьбы Эдоардо Фарнезе и Маргариты Тосканской. Театр Фарнезе остается мечтой любой гастролирующей труппы и любого итальянского актера. Побывать здесь считается честью, потому что каждая постановка — громкое событие в культурной жизни города.

Дворец губернатора

    Дворец губернатора, несмотря на свое гордое название, на протяжении всей истории своего существования был известен как мрачное место. Сначала здесь проводились массовые казни и сожжения средневековых ведьм, еретиков и преступников. Затем площадь стала огромным «скотным двором» — ярмаркой домашнего скота, коей оставалась до XIX столетия. Несмотря на «мрачную историю», историческое и культурное значение Дворца губернатора трудно преувеличить — ведь он был свидетелем сотен важных исторических моментов.

Церковь Сан-Джованни Еванджелиста

    Церковь Сан-Джованни Еванджелиста заслуживает самого пристального внимания с точки зрения истории итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Здание с красным фасадом хранит в своих стенах росписи знаменитых художников Пармиджанино и Корреджо. Шедевры живописи украшают арки церкви еще со времен XV столетия, когда здание пережило реставрацию. Во внутреннем дворике возвышается очаровательная стройная колокольня. По соседству с церковью работает самая старинная в городе аптека — Сан-Джованни.

Восьмигранный баптистерий

    Восьмигранный баптистерий, авторство которого принадлежит гениальному Бенедетто Ангелами, поражает воображение размахом своей роскоши. Выполненный из розового мрамора, украшенный утонченными рельефами и скульптурами, он являет собой образец грандиозной и в то же время гармоничной архитектурной аллегории. Баптистерий украшают символы знаков зодиака, времен года и месяцев.

Музей истории и искусства печати имени Бодони

    Музей истории и искусства печати имени Бодони увековечил великого итальянского типографа, деятельность которого ознаменовала наступление новой эпохи изящных шрифтов. В музее собрано огромное количество образцов пунсонов, матриц, эстампов и древних рукописей. Во дворе музея работает библиотека Палатина с не менее бесценными литературными произведениями, многие из которых сохранились в единственном экземпляре.

Театр Реджо

    Театр Реджо известен всему миру своими подмостками, где выступают лучшие артисты оперы. В зрительном зале театра еще со времен правления герцогини Марии Луиджи Австрийской, по распоряжению которой он и был построен, собирается интеллигентная публика со всей Европы. В постоянном репертуаре Реджо присутствуют постановки опер Джузеппе Верди «Трубадур», «Риголетто», «Аида», «Травиата» и другой бессмертной классики.

Array



Меню