Поиск

Тольятти

    Тольятти — город в Российской Федерации, является вторым по величине и значимости городом в Самарской области. В Тольятти также находятся муниципальные органы управления Ставропольского района Самарской области.
    Население городского округа по данным на 1 января 2009 года составляло 719 947 человек, а непосредственно города 705 000 человек. По численности населения Тольятти занимает 18-е место в России, а по численности населения в Самарско-Тольяттинской агломерации в 2,5 млн. человек — 3-е место в России. Тольятти — самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Федерации. Автозаводский район города — крупнейший в Поволжье район по численности населения.
    Город основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость для защиты русских земель от набегов кочевников и переселения крещёных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города. С этой даты ведётся отсчёт истории города.
    За сто лет с начала XIX до начала XX веков население города практически не изменилось: в городе проживало немногим более 6 тысяч человек. Это связано с хорошим развитием земледелия в регионе. В прилегающем Ставропольском уезде проживало более 250 тыс. человек. Работала одна земская больница, 6 учебных заведений, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, 1 водяная и 4 ветряных мельницы. По причине экономической незначительности в 1924 году Ставрополь был преобразован в сельское поселение. Только в 1946 году Ставрополю был возращён статус города.
    К началу 1950-х годов в городе насчитывалось 12 тысяч жителей, на десяти предприятиях районного масштаба работали 750 человек.
    21 августа 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. Во время строительства Жигулёвской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953—1955 годах практически полностью был перенесён на новое место.
    После этого начался быстрый рост города: в 10 км к востоку от старого города был построен рабочий посёлок Комсомольск, а в 4 км от него вниз по Волге — посёлок Шлюзовой. Оба посёлка позднее вошли в состав нового Ставрополя. В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина, возведены завод «Волгоцеммаш», электротехнический завод, химические предприятия: завод синтетического каучука, «КуйбышевАзот» и «КуйбышевФосфор».
    В 1966 году в городе началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился и новый жилой район Тольятти — Автозаводский. С октября 1966 по сентябрь 1967 года численность городского населения выросла в 2 раза, на сентябрь 1967 года в Тольятти проживало уже 162 тысячи человек.
    28 августа 1964 года город был переименован в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
    В 1996 году проводился общегородской референдум по вопросу возвращения городу исторического имени. Более 70 % из пришедших на голосование горожан проголосовали за сохранение названия Тольятти. Хотя референдум не был признан действительным, т.к. пришло менее 50% от имеющих право голоса горожан, эксперимент с возвращением старого названия решено было не повторять. Также практически не было переименований улиц города. Однако вопрос о переименовании как города, так и отдельных улиц периодически поднимается различными общественными организациями.

Достопримечательности Тольятти:


    Современная история Тольятти насчитывает всего полвека, поэтому при рассказе об архитектуре и памятниках города следует иметь ввиду специфику его застройки: на новом месте город был полностью отстроен заново лишь с незначительными элементами от старого Ставрополя.
    От архитектуры старого города в первозданном виде остался лишь комплекс зданий бывшей земской больницы, оказавшийся выше уровня затопления.
    Архитектура каждого из районов города уникальна и не похожа на другие. В Комсомольском районе много малоэтажных зданий сталинского и хрущёвского периодов. Бараки, появившиеся при строительстве ГЭС, в 1980-х годах были снесены и заменены на современные многоэтажные здания. Среди архитектурных особенностей заслуживает внимания часть посёлка Шлюзовой, представлящая собой целостный ансамбль эпохи советского классицизма. Эту часть города порой называют «маленьким Петербургом».
    В Центральном районе сохранилось много частных деревянных домов, перенесённых при переносе города. Они послужили основой при формировании так называемого «частного сектора», занимающего весьма большую площадь. Однако лишь некоторые из них сохранили исторический облик; подобные здания считаются ныне памятниками архитектуры города. Большинство многоэтажных зданий района — хрущёвки различных модификаций, лишь несколько кварталов района застроены 9, 14 и 16-этажными зданиями. От других район отличается и наличием коттеджного посёлка на границе лесной зоны, отделяющей Автозаводский район. А Портпосёлок — единственное место в городе, где можно встретить жилые дома барачного типа.
    Автозаводский район, застройка которого началась в 1960-е годы и продолжается до сих пор, сформирован из типовых кварталов. Район, создаваемый для проживания строителей и работников «АВТОВАЗ», стал первым в стране, построенным без времянок и бараков. В 1973 году группа архитекторов — создателей нового района — получила Государственную премию. Кварталы застроены 5, 9, 14 и 16 этажными зданиями различных планировок, однако «город—мечта», планировавшийся в 1970-х и даже вошедший в зарубежные учебники по архитектуре, не получился. Кварталы-близнецы типовой застройки не радуют глаз, наличие уникально крупных культурных, торговых зданий не смогло заменить уют небольших кафе, удобство киосков. Лишь в 1990-х новые кварталы стали застраиваться по индивидуальным проектам. Впрочем, и в этом районе есть свои архитектурные достопримечательности: один из крупнейших в Поволжье торговый центр «Русь на Волге», уникальные здания Дворца Культуры и Техники ВАЗа и Дворца детского и юношеского творчества, недавно построенный Спасо-Преображенский собор.
    К сожалению горожан, при проектировании Автозаводского района практически не использовалось прибрежное положение района — спуски к воде затруднены, береговые склоны никак не используются и представляют собой удручающее зрелище заброшенности.
    По данным департамента культуры мэрии, общее количество памятников истории и культуры, взятых под охрану в городе — 167. Это памятники градостроительства и монументальные памятники, памятные знаки и мемориальные доски. Памятники градостроительства представлены как единичными объектами, так и целыми комплексами. Это здания, сохранившиеся от затопленного Ставрополя, перенесённые при затоплении, а также построенные в 50-х годах XX века.
    Свыше половины памятных и архитектурных мест находится в Центральном районе. Здесь на площади Свободы горит Вечный огонь, возвышается Обелиск Славы в честь героев-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Культурную и историческую ценность представляют Варваринская церковь 1846 года постройки в посёлке Фёдоровка. Среди наиболее выдающихся достопримечательностей — монументально-декоративная композиция «Прометей», установленная на здании ДК «Тольятти».
    В последние годы стали появляться новые памятники: на берегу Волги в честь 260-летия образования города установлен памятник основателю города В. Н. Татищеву, в городском парке появилась скульптурная композиция «Скорбящий ангел», посвящённая жертвам политических репрессий, памятник псу Верному, скульптура Николая Чудотворца и многие другие.
    Стоит учитывать, что не все, недавно появившиеся памятники официально зарегистрированы таковыми и взяты под охрану из-за своей «молодости».
Array

Отели в городе Тольятти



Волга 2*

Отель Эмеральд 4*

Парк-Отель 3*

Соверен Клаб 3*

Спутник (Тимофеевка) 3*

Спутник 3*

Эмеральд 4*

Эмона 3*

Юбилейная 3*




Меню
Seo.ua - продвижение сайтов